Исследование: при попадании в перевернутое пространство у людей повышается креативность


Сотрудниками Академии психологии и педагогики ЮФУ было проведено исследование и выявлено, насколько меняется поведение человека, когнитивные функции его организма и общее функциональное состояние, если меняются привычные условия существования человека и он  оказывается «вне зоны комфорта». Результатами данного исследования поделилось агентство Газета.ру.

Участников эксперимента поместили в новое для них интерактивное пространство «Перевернутый дом», где все элементы ученые расположили в двух плоскостях с уклонами 10° и 13°. Проектировкой и созданием этого пространства  занималась компания «КУЛЬТ-СТРОЙ». Для принятия участия в эксперименте привлекли три возрастные  группы участников: 9–11, 14–16 и 20–23 лет. Ни один из добровольцев ранее не посещал «Перевернутый дом». Помимо этого была создана контрольная группа в возрастной категории 20-23 года, которые ранее уже неоднократно посещали интерактивное пространство.

По результатам психологического исследования экспертами было выявлено, что оказавшись в измененных условиях, у всех участников начинали наблюдаться повышение гибкости и появление оригинальности мышления. При этом, в сравнении с выполнением определенных заданий в привычных условиях, в интерактивном пространстве у взрослых участников количество идей возрастает, а у детей – наоборот, снижается.

Относительно субъективных ощущений добровольцев, принявших участие в эксперименте, около половины участников имели хорошее самочувствие и были заинтересованы в процессе: наиболее увлеченными оказались представители группы подростков. К тому же, все участники отметили, что после посещения «Перевернутого дома» у них значительно повысилось настроение.

Отмечается, что представители разных возрастных категорий по-разному проходили процесс адаптации к новым условиям. Свыше 80% участников смогли адаптироваться к измененному пространству за первые 5 минут (47% из них – за 1 минуту). Легче всего адаптация прошла у участников возрастной группы подростков (14-16 лет – 80%), а сложнее всего – у взрослых (20-23 года – 50%).

Также эксперты занимались анализом динамики изменений биоэлектрической активности коры головного мозга до того, как участники попали в интерактивное пространство, и уже во время нахождения в нем. Учеными были отмечены значительные изменения электрической активности коры мозга взрослых (20–23 лет), при этом у детей младшего возраста никаких изменений не наблюдалось вовсе. Специалисты считают, что подобная разница может быть вызвана более низкой ригидностью детей по сравнению со взрослыми.

При этом в процессе разработки оригинальных решений у всех участников эксперимента наблюдалась значительная активация теменной и затылочной областей коры мозга, а также усиления предвнимания. Ученые полагают, что такое явление может быть вызвано тем, что в новых условиях мозговые функциональные системы начинают «перестраиваться» для выполнения творческих заданий.

«Полученные результаты позволяют заключить о возможности развития креативности в условиях интерактивного пространства под наклоном в 10° и 13° как модели новой, непривычной среды. Именно в таких условиях необходима актуализация творческих ресурсов личности, поскольку у человека нет опыта нахождения решения и поведения в новых для него условиях. Следовательно, именно в непривычной для человека среде ему легче отказаться от привычных шаблонов и стереотипов, которые могут стать барьерами для нахождения эффективного решения», — говорится в заключении экспертов.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
Анна Зверева/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг