В условиях быстрого потепления мирового океана, вызванного изменением климата, будущее Северного Ледовитого океана выглядит мрачным. Климатические модели показывают, что части Арктики, которые когда-то были покрыты льдом круглый год, нагреваются так быстро, что всего через два десятилетия они будут свободны ото льда на протяжении нескольких месяцев. Изменение климата Арктики поставит под угрозу бесчисленное множество видов, процветающих при отрицательных температурах, говорят ученые.
Еще одно важное последствие таяния льдов в Арктике – возможность создания более коротких и экологически чистых морских торговых маршрутов в обход контролируемого Россией Северного морского пути.
В новом исследовании климатологи из Университета Брауна совместно с ученым-юристом из Школы права Университета штата Мэн спрогнозировали, как таяние льдов Северного Ледовитого океана может повлиять на регулирование морских маршрутов в ближайшие несколько десятилетий. По их прогнозам, к 2065 году судоходство в Арктике увеличится настолько, что это может привести к появлению новых торговых маршрутов в международных водах, что не только уменьшит углеродный след судоходства, но и ослабит контроль России над торговлей в Арктике.
Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
“Не существует сценария, при котором таяние льдов в Арктике было бы хорошей новостью, — рассказывает Аманда Линч, ведущий автор исследования и профессор наук о Земле, окружающей среде и планетах в Университете Брауна. — Но печальная реальность такова, что лед уже отступает, эти маршруты открываются, и мы должны начать критически осмысливать правовые, экологические и геополитические последствия”.
Ученые смоделировали четыре сценария для навигации, основанные на четырех вероятных результатах глобальных действий по остановке изменения климата в Арктике в ближайшие годы. Их прогнозы показали, что если мировые лидеры успешно не сдержат потепление до 1,5 градуса Цельсия в течение следующих 43 лет, изменение климата, вероятно, откроет несколько новых маршрутов через международные воды к середине этого века.
По словам Чарльза Норси, директора Центра океанического и прибрежного права в штате Мэн, приглашенного научного сотрудника Института международных и общественных отношений имени Брауна Уотсона и соавтора исследования, эти изменения могут иметь серьезные последствия для мировой торговли и глобальной политики.
Норси пояснил, что с 1982 года Конвенция ООН по морскому праву предоставила прибрежным арктическим государствам более широкие полномочия в отношении основных судоходных путей. Статья 234 конвенции гласит, что во имя “предотвращения, сокращения и контроля загрязнения моря с судов” страны, чьи берега находятся вблизи арктических судоходных путей, имеют право регулировать морское движение по маршруту до тех пор, пока эта территория остается покрытой льдом большую часть года.