Изменение климата в раннем олигоцене вызвало вымирание 63 процентов животных Африки

Шестьдесят три процента. Именно такая доля видов млекопитающих исчезла из Африки и Аравийского полуострова около 30 миллионов лет назад, после того как климат Земли изменился с теплого на ледяной. Но мы узнали об этом только сейчас.

Обобщая результаты десятилетий работы, новое исследование, опубликованное в журнале Communications Biology, сообщает о ранее не документированном событии вымирания, которое последовало за переходом между геологическими периодами, называемыми эоценом и олигоценом.

Этот период времени был отмечен резким изменением климата. Земля стала холоднее, ледяные щиты расширились, уровень моря упал, леса начали превращаться в луга, а углекислого газа стало не хватать. Почти две трети видов, известных в то время в Европе и Азии, вымерли.

Считалось, что африканские млекопитающие могли остаться невредимыми. Мягкий климат Африки и близость к экватору могли послужить буфером против сильнейшей тенденции к похолоданию того периода.

Теперь, во многом благодаря большой коллекции окаменелостей, хранящейся в Отделе окаменелостей приматов Центра Лемура (DLCDFP), исследователи доказали, что, несмотря на относительно благоприятную среду обитания, африканские млекопитающие пострадали не меньше, чем млекопитающие из Европы и Азии. Коллекция была создана благодаря работе покойного Элвина Саймонса из Дьюка, который десятилетиями путешествовал по египетским пустыням в поисках окаменелостей.

Команда, включающая ученых из США, Англии и Египта, изучала ископаемые млекопитающие из пяти групп: группа вымерших хищников, называемых гиенодонами; две группы грызунов, аномалюры (чешуйчатохвостые белки) и гистрикогнаты (группа, включающая дикобразов и голых млекопитающих); и две группы лидеров, стрепсиррины (лемуры и лори) и наши предки, человекообразные обезьяны (приматы).

Собрав данные о сотнях окаменелостей из нескольких мест в Африке, команда смогла построить эволюционные деревья для этих групп, точно определив время появления новых линий и отметив время первого и последнего известного появления каждого вида.

Их результаты показывают, что все пять групп млекопитающих понесли огромные потери на границе эоцена и олигоцена.