JCI Insight: Высокий уровень сахара в крови способен спровоцировать развитие болезни Альцгеймера

Доказано, что увеличенное потребление сахара приводит к накоплению в мозге амилоидных бляшек, которые связаны с симптомами болезни Альцгеймера. Исследование провели сотрудники Медицинской школы Университета Уэйк Форест.

Известно, что люди с диабетом 2 типа подвержены увеличенному риску развития болезни Альцгеймера, однако причина этого до конца не изучена. В новой работе исследователи разделили подопытных мышей на две группы: первая пила обыкновенную воду, а вторая — сладкую. Больше амилоидных бляшек эксперты обнаружили в головном мозге животных из второй группы. Также у них оказалось больше «строительного материала» для бляшек — белка бета-амилоида.

Выяснилось, что на поверхности нервных клеток есть особые датчики, отвечающие за повышенное производство бета-амилоида при потреблении сахара.

Этими датчиками являются калиевые каналы, которые чувствительны к аденозинтрифосфату (АТФ), или КАТФ-каналы. АТФ – источник энергии, который необходим всем живым клеткам для выживания. При этом его число в организме напрямую зависит от уровня сахара. Если молекул АТФ чересчур много, работа КАТФ-каналов может нарушиться, а это приводит к нарушению функционирования мозга.

Применяя генетическую инженерию, специалисты удалили эти датчики из мозга мышей и повторили опыт. Увеличение уровня сахара в крови больше не повышало уровень бета-амилоида или появление амилоидных бляшек. Нацеленные на эти каналы медикаменты будут полезны для людей с болезнью Альцгеймера, надеются учёные. Об этом пишет журнал JCI Insight.