Эксперимент подтвердил способность SARS-CoV-2 проникать в мозг через кровеносные сосуды

Учеными Соединённых Штатов Америки создана сложная клеточная модель, показывающая, как вирус SARS-CoV-2 проникает в мозг человека, вызывая COVID-19.

По мнению специалистов, сначала заражаются клетки стенок кровеносных сосудов — перициты. А затем инфекция распространяется и на клетки мозга — астроциты.

Сообщается, что исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего и Детского института геномной медицины Рэди подтвердили устойчивость к инфекции SARS-CoV-2 нервных клеток человека.  Но вирус способен проникать в мозг и через перициты, образующие оболочку кровеносных сосудов и несущих рецепторы, необходимые для инфицирования.

Джозеф Глисон, первый автор исследования рассказывает: «Клинические и эпидемиологические наблюдения показывают, что мозг может оказаться вовлеченным в коронавирусную инфекцию. Повреждение мозга, вызванное COVID-19, стало главной проблемой при длительной болезни, однако человеческие нейроны не восприимчивы к инфекции».

Известно, что в процессе проведённых экспериментов профессионалами были введены перициты в трехмерные культуры нервных клеток для создания «ассемблоидов» — сложных моделей, содержащих различные типы клеток головного мозга.

Оказалось, что коронавирус заразил перициты и потом перешёл на другие клетки. Главной мишенью вторичной инфекции были астроциты — вспомогательные клетки мозга. Установлено, что новый вирус способен проникнуть в мозг через кровеносные сосуды. Также подтверждено, что воспаление перицитов приводит к тяжёлым осложнениям, среди них инсульт и кровоизлияние, которые были у некоторых пациентов с COVID-19.

В ближайшее время исследователи планируют создать модель еще более информативной и добавить к ней кровеносные сосуды, чтобы подтвердить полученные выводы и более детально изучить процесс.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature Medicine.