Клетки мозга, регулирующие бодрствование, могут стать сверхактивными с возрастом

С возрастом становится все труднее заснуть, потому что нейроны, способствующие бодрствованию в мозге, становятся гиперактивными, показало исследование на мышах. Работа опубликована в журнале Science.

Известно, что плохой сон у пожилых людей – серьезная проблема.

“Более 50 процентов людей старше 65 лет жаловались на свой сон, – делится Луис де Лекеа из Стэнфордского университета в Калифорнии. – У пациентов с неврологическими расстройствами, такими как болезнь Альцгеймера и Паркинсона, этот показатель возрастает до 80 процентов”.

Помимо ухудшения качества жизни, плохой сон также связан с развитием неврологических расстройств, таких как болезнь Альцгеймера.

Ученые проанализировали набор нейронов в гипоталамусе мозга мыши, которые вырабатывают белок под названием гипокретин. Эти нейроны были вовлечены в процесс бодрствования как у людей, так и у мышей.

Исследователи подозревали, что эта закономерность может быть связана с тем, что пожилые люди хуже спят, поскольку количество гипокретиновых нейронов в гипоталамусе уменьшается с возрастом у мышей и людей.

“До 20 процентов этих нейронов умирает у пожилых людей”, — рассказывает де Лекеа.

Как и у пожилых людей, у пожилых мышей также чаще нарушается режим сна, хотя эти два вида имеют совершенно разные привычки сна.

Сравнивая этот набор нейронов у молодых и старых мышей, ученые обнаружили, что гипокретиновые нейроны у старых мышей срабатывали легче – это называется повышенной возбудимостью – и, следовательно, были чрезмерно активны. Когда пожилых мышей лечили препаратом, снижающим возбудимость нейронов, качество их сна улучшалось.

“Что является причиной повышенной возбудимости постоянно уменьшающегося пула гипокретиновых клеток при старении мышей, пока не совсем ясно. Тем не менее это очень интересный первый шаг в решении проблемы нестабильности сна в целом, а не только при старении”, — отмечают исследователи.