Клювы и ноги динозавров приобрели яркую окраску в результате эволюции

Большинство птиц не такие красочные, как попугаи или павлины. Но если посмотреть не только на перья, то можно увидеть яркие цвета у многих птиц: розовые лапки голубей, красные гребни петухов и желтые мешочки пеликанов.

Клювы и ноги динозавров приобрели яркую окраску в результате эволюции

Согласно исследованию, проведенному учеными Техасского университета в Остине, существует большая вероятность того, что динозавры имели пятна на подобных частях тела, чтобы привлечь внимание партнеров, как это делают птицы сегодня. Исследование было опубликовано в журнале Evolution.

“Живые птицы используют большое количество пигментов и могут быть очень красочными на клювах, ногах и вокруг глаз. – рассказывает Сара Дэвис, докторант Школы наук о Земле имени Джексона, возглавлявшая исследование. – Мы считаем, что вымершие динозавры выражали те же цвета”.

Выводы о потенциальных цветовых схемах динозавров основаны на более обширных данных о цвете кожи и тканей у общего предка ныне живущих птиц и вымерших динозавров – древнего архозавра, жившего в начале триасового периода. Проанализировав, присутствовал ли яркий цвет тела у живых родственников динозавров, включая черепах, крокодилов и более 4000 видов птиц, исследователи определили, что общий предок имел 50-процентную вероятность наличия ярких цветов в мягких тканях.

Яркие цвета, изученные в исследовании, в основном происходят от каротиноидов – класса красочных красных, оранжевых и желтых пигментов, которые птицы извлекают из своей пищи. Каротиноиды не окаменевают так же, как коричневые и черные пигменты, поэтому ученые должны изучать цвет живых животных, чтобы найти подсказки о проявлении цвета у их вымерших предков.

Исследователи использовали данные, собранные у птиц и других животных, для проведения филогенетических реконструкций – научного метода, используемого для изучения эволюционной истории видов. 50-процентная оценка яркого цвета была одинаково применима к коже, клюву и чешуе древнего архозавра. Оказалось, что вероятность того, что когти и перья были ярко окрашены, составляет 0%, что согласуется с результатами других исследований.

В исследовании также изучалась связь между цветом и рационом с высоким содержанием каротиноидов. Обнаружено, что птицы с более высоким содержанием каротиноидов (богатые растениями и беспозвоночными) чаще имели яркую окраску, чем мясоеды. Более того, установлено, что у растительноядных птиц яркие цвета проявляются в большем количестве мест на теле, чем у мясоедов или всеядных.

“Самые ранние динозавры были размером с пони и питались крупной позвоночной добычей. – делится соавтор исследования Джулия Кларк, профессор Школы Джексона. – Различные группы переходили на диету с преобладанием растений или смешанную диету. Этот переход, вероятно, привел к изменению окраски кожи и появлению тканей без перьев”.