Комары учатся избегать пестицидов после одной несмертельной дозы

Комары могут научиться избегать пестицидов после одного воздействия, а это означает, что современные пестициды могут быть не столь эффективны, как мы думали, против этих насекомых. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.

Комары учатся избегать пестицидов после одной несмертельной дозы

Миллионы людей в год заражаются болезнями, переносимыми комарами, такими как малярия Зика, денге и лихорадка Западного Нила. Пестициды являются распространенным средством борьбы с популяциями комаров, но со временем насекомые становятся все более устойчивыми к ним.

Эта устойчивость возникает под воздействием ряда факторов, включая биологические изменения в организме комаров. Фредерик Трип из Университета Кила (Великобритания) и его коллеги решили проверить, могут ли комары научиться избегать пестицидов.

В лаборатории исследователи подвергли два вида комаров, Aedes aegypti и Culex quinquefasciatus, воздействию несмертельных доз пяти широко используемых пестицидов. Каждый пестицид вводился примерно 200 комарам, причем все они были самками.

После воздействия комары подверглись двум испытаниям. Сначала насекомых поместили в коробку с едой на другом конце. Комары и пища были разделены сеткой, пропитанной тем же пестицидом, которому они подверглись ранее.

Только 15,4 процента комаров A. aegypti и 12,1 процента комаров C. quinquefasciatus, они были ранее подвержены воздействию пестицида, прошли через сетку, по сравнению с 57,7 процента и 54,4 процента, соответственно, которые не были ранее подвержены.

Во втором тесте исследователи предложили комарам выбор: отдохнуть либо в контейнере с запахом пестицида, которому они подвергались, либо в контрольном веществе. Они обнаружили, что комары, подвергавшиеся предварительному воздействию пестицида, гораздо охотнее отдыхали в контейнере без пестицида, чем те, которые не подвергались такому воздействию.

Эти результаты показывают, что комары могут научиться поведенческой устойчивости к пестицидам.

“Довольно интересно то, что комары чувствуют вредное воздействие пестицидов, – рассказывает Трипет. – Они способны понять, что испытывают дискомфорт, и им нужно избегать этих ощущений”.

Ученые надеются, что эти результаты помогут разработать новые стратегии борьбы с комарами. Например, по мнению специалистов, комары могут медленнее обучаться поведению избегания, если пестициды сочетать с другими запахами, которые они считают привлекательными.