Многие голландские корабли проходили мимо побережья Западной Австралии по пути в Юго-Восточную Азию в 1600-х годах. Затонувшее судно “Батавия”, являющееся национальным наследием, благодаря своей древесине раскрывает историю судостроительных материалов, которые позволили голландской ост-индской компании (VOC) добиться успеха среди крупных европейских конкурентов.
Построенная в Амстердаме в 1626-1628 годах и затонувшая во время первого плавания в июне 1629 года утром на рифе у острова Маяк (архипелаг Хаутман Аброльхос), “Батавия” является воплощением голландского ост-индского судостроения во всей его славе золотого века. Об этом сообщают ученые в исследовании, проведенном под руководством Университета Флиндерса.
Известно, что в 17 веке VOC превратилась в первое многонациональное торговое предприятие, что привело к возникновению фондового рынка и современного капитализма. В течение этого века в голландской республике было построено в общей сложности 706 кораблей, 75 из которых потерпели кораблекрушение, а 23 были захвачены вражескими войсками или пиратами.
Однако мало что известно о древесных материалах, которые позволили голландцам строить свои океанские корабли и доминировать в международной торговле над соперниками из Франции, Португалии и континентальной Европы.
“Дуб был самым популярным материалом для кораблестроения в Северной и Западной Европе, и морские державы боролись за то, чтобы обеспечить достаточные поставки для удовлетворения своих потребностей и поддержания постоянно растущего флота. Наши результаты показывают, что в начале XVII века ЛОК успешно справлялся с нехваткой древесины, диверсифицируя источники ее получения”, — объясняют ученые.
Сообщается, что останки корабля “Батавия” были подняты в 1970-х годах и выставлены в Музее кораблекрушений Западной Австралии во Фримантле. Это позволило археологам и дендрохронологам взять пробы и проанализировать древесину корпуса судна.
“Предпочтение конкретной древесины из определенных регионов указывает на то, что выбор древесины был далеко не произвольным. Наши результаты иллюстрируют разнообразие источников древесины, поставляемой на верфь VOC в Амстердаме в 1620-х годах, и свидетельствуют о тщательном отбо
Кроме того, они отмечают, что благодаря этому анализу смогли расширить знания о географических масштабах торговли древесиной в Северной Европе в 17 веке.