МГУ в 10 раз повысил эффективность терапии рака шейки матки

В издании Journal of Photochemistry and Photobiology A: Chemistry опубликована статья, описывающая новое исследование, проведенное химиками МГУ совместно с коллегами из Института химической физики РАН, которые разработали новые вещества для фотодинамической терапии опухолей рака шейки матки. Новая терапия оказалась в 10 раз эффективнее существующей.

МГУ в 10 раз повысил эффективность терапии рака шейки матки

Для фотодинамической терапии раковых заболеваний используются специальные вещества – фотосенсибилизаторы, которые при облучении светом определенной длины волны провоцируют синтез реактивных форм кислорода. Повреждая раковую клетку, они активируют запрограммированную клеточную смерть. Такая терапия избирательно воздействует на раковые клетки и не приводит к накоплению нежелательных веществ в здоровых тканях.

Ученые из МГУ предложили использовать в качестве фотосенсибилизаторов тетрапиррольные фталоцианины, которые способны проникать в ткани лучше, чем стандартные вещества. Для их доставки пришлось использовать специальные наноконтейнеры – биоразлагаемые мицеллы, поскольку фталоцианины практически нерастворимы в воде.

Действие веществ было проверено на быстро делящихся клетках рака шейки матки. Новый фотосенсибилизатор оказался на порядок эффективнее стандартного препарата. Вещество, используемое для этой цели, в настоящее время получают из водорослей. Его необходимо очищать, что требует времени и дополнительных затрат. Новое вещество лишено этого недостатка.

В ближайшее время планируется испытать новые контейнеры для доставки фталоцианинов в опухолевые клетки, а также проверить действие нового фотосенсибилизатора на других клеточных линиях и на животных.