Микрохромосомы птиц и рептилий указали на далёкого беспозвоночного предка

Научные специалисты из Университета Ла Троба выяснили, что микрохромосомы птиц и рептилий, ранее считавшиеся простой пылью на стёклах микроскопов, указывают на далёкого беспозвоночного предка, который существовал 684 млн лет назад. Как стало известно, данные микрохромосомы являлись «строительными материалами» геномов всех животных, но со временем серьезно изменились у млекопитающих.

Открытие сделали во время сравнения ДНК-секвенций микрохромосом клеток птиц и рептилий. Сами микрохромосомы до этого не считались значительными. Эксперты полагали, что они являются мелкими частицами пыли, которые осели на стеклах микроскопов. Но со временем стало понятно, что они являются хромосомами, которые просто сильно меньше в размерах в сравнении с обычными.

Микрохромосомы птиц и рептилий указали на далёкого беспозвоночного предка

При помощи секвенирования ДНК исследователи провели сравнение последовательности птиц, черепах, ящериц, змей, утконосов и людей. Выяснилось, что у всех видов птиц и рептилий микрохромосомы совпадают друг с другом. При последующем анализе оказалось, что они совпадают и с небольшими хромосомами ланцетников — беспозвоночных существ, которые существовали 684 млн лет назад и имели одного и того же предка, что и позвоночные.

По мере развития эволюции микрохромосомы у сумчатых и плацентарных млекопитающих получили серьезные изменения: стали больше в размерах и оказались более привычными формами хромосом. Но у птиц и рептилий до сих пор сохранились данные древние микрохромосомы.