Степняки начали пить молоко 5000 лет назад

Более 5000 лет назад группы кочевых скотоводов покинули Понтийско-Каспийскую степь на Юго-востоке Европы, пройдя на тысячи миль, распространив свои гены до Скандинавии и Сибири. Как именно им удалось совершить этот подвиг массовой миграции, осталось загадкой.

Степняки начали пить молоко 5000 лет назад

Сообщается, что команда из Института науки о человеческой истории Макса Планка в Йене, Германия, считает, что у них есть ответ: они начали пить молоко.

Исследователи сделали это открытие, изучив зубной камень на зубах сохранившихся скелетов разного возраста, найденных на обширной территории. Используя усовершенствованный молекулярный анализ, они смогли изучить белки, а затем определить, кто из древних людей пил молоко.

“Модель была невероятно сильной, – рассказывает руководитель исследования доктор Шеван Уилкин. – Большинство энеолитических особей до бронзового века, которых мы тестировали, – более 90 процентов – не показали абсолютно никаких признаков употребления молочных продуктов. А 94 процента людей раннего бронзового века явно употребляли молоко”.

В ходе дальнейшего анализа полученных данных команда также смогла определить, от каких животных было получено молоко, поскольку пептиды, обнаруженные в молоке, произведенном разными животными, имеют разный химический состав. Оказалось, что большинство древних людей пили коровье, овечье и козье молоко, хотя некоторые пили и конское молоко.

Точные преимущества, которые давало древним людям употребление молока, до сих пор остаются предметом споров. Но вполне вероятно, как считают исследователи, что дополнительные питательные вещества, белки и жидкости, которыми молоко обеспечивает, позволили древним людям выжить в суровых условиях степи.

“То, что мы видим здесь является формой культурной революции,  – делится Уилкин. – Скотоводы раннего бронзового века ясно осознали, что потребление молочных продуктов дает некоторые фундаментальные преимущества, и как только они это сделали, стало возможным широкое распространение этих групп по степи”.