На внезапное охлаждение Земли повлиял тектонический сдвиг в Южном океане 34 млн лет назад

В новом исследовании учеными были объединены геологические и палеоклиматологические данные, чтобы построить модель эволюции динамики океана для изучения тектонического сдвига, произошедшего 34 миллиона лет назад. Выяснилось, что он привел к серьезной реорганизации течений в Южном океане. Это вызвало сильное похолодание в Антарктическом регионе. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature Communications.

Известно, что последние сухопутные мосты, соединявшие Антарктиду с соседними континентами, Австралией и Южной Америкой, разорвались около 34 миллионов лет назад, когда тектонические сдвиги изолировали полярный континент от других массивов суши. Но почему после этого в Антарктиде стало значительно холоднее и начал расти ледяной покров, в научном мире не было однозначного ответа.

Моделирование океанических течений, созданное международной командой ученых, показало, что тектонические процессы при формировании морских путей в Южном океане спровоцировали реорганизацию потоков и перенос тепла, и в итоге охладили поверхностные воды Антарктиды до 5°C.

Это вызвало циркумполярное течение, которое блокировало перенос теплых поверхностных течений к берегу Антарктиды приполярными океаническими гирями. В это же время начали формироваться ледяные щиты, и Земля вступила в фазу одного из самых фундаментальных природных климатических изменений в своей геологической истории. Климат перешел от парникового к холодному.

Ученые выразили уверенность в том, что похолодание вызвали реорганизация течений в Южном океане и снижение концентрации атмосферного углекислого газа.