Nanoscale: средневековое покрытие Zwischgold оказалось сложным наноматериалом


В журнале Nanoscale опубликована статья, описывающая исследование, проведенное учеными из Института Пауля Шеррера в Швейцарии, которые смогли раскрыть структуру средневекового наноматериала, известного как Zwischgold. Это ультратонкая золотая фольга на серебряной подложке, которая использовалась для позолоты скульптур.  Ученые говорят, что процесс получения цвишголда был очень трудоемким для тех времен, и даже современная реставрация позолоченных таким образом артефактов оказалась сложной.

Nanoscale: средневековое покрытие Zwischgold оказалось сложным наноматериалом

Ученые исследовали микроскопические образцы золотой фольги, которые они взяли со средневекового алтаря и статуй XV века. Исследование проводилось с помощью синхротронного излучения в ускорительном комплексе SLS (Swiss Light Source) в Швейцарии. Алтарь был изготовлен около 1420 года на юге Германии и долгое время хранился в горной часовне Альп-Лейггерн в швейцарском кантоне Вале.

На алтаре имеется рельефное изображение Девы Марии с ребенком, и образец был осторожно извлечен из складок облачения. Два других фрагмента были предоставлены Историческим музеем Базеля. Цвишгольд – это не обычное сусальное золото, а фольга из тончайших слоев золота и серебра. Она была дешевле чистого сусального золота. С помощью птихографии ученые смогли заглянуть “внутрь” вещества, не повредив его.

Исторические документы, описывающие получение этого материала, не сохранились, но ученые, основываясь на полученных изображениях, раскрыли метод получения средневекового наноматериала. Сначала отдельно отливали золотую и серебряную пленки, причем золотой слой должен был быть гораздо тоньше серебряного. Затем, используя специальные инструменты, оба слоя обрабатывались одновременно, что требовало от мастеров высокого мастерства.

Средняя толщина золотой пленки составляет около 30 нанометров, в то время как толщина сусального золота, производимого в те времена, была около 140 нанометров. Цвишголд использовался не только в целях экономии, но и для покрытия специфических элементов изображения, например, мантии.

Существенным недостатком материала является то, что серебро может просачиваться и чернеть на воздухе. Для предотвращения этого использовался лак, состоящий из смолы, клея или других органических веществ, но за сотни лет защитный слой разрушался.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
Татьяна Стариченко/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг