Nature: Американские ученые впервые наблюдали способность к самовосстановлению металлов

Удивительное открытие произошло в лаборатории Техасского университета, где ученые впервые наблюдали, как куски металла способны трескаться и затем самовосстанавливаться без участия человека. Это явление может привести к новой эре в инженерии, если найдется способ контролировать этот процесс. Об этом сообщает Nature.

Исследователи фокусировались на усталостных повреждениях металла, микроскопических трещинах, которые возникают при повторяющихся напряжениях или движениях. С течением времени эти трещины растут и разрастаются, что приводит к износу и поломкам инженерных конструкций, требующим дорогостоящего ремонта.

Ранее считалось, что самовосстановление металлов невозможно, в то время как самовосстанавливающаяся пластмасса уже была разработана. Однако последние исследования опровергли эту теорию.

Открытие произошло случайно, когда ученые наблюдали за формированием и распространением трещин в наноразмерном образце платины, который растягивался до 200 раз в секунду.

Удивительно, но примерно через 40 минут после начала эксперимента повреждения стали затягиваться, наноразмерные трещины начали зарастать, как будто их не существовало.

Степень самовосстановления металла требует дополнительного изучения. Эксперимент проводился с нанокристаллическими металлами в вакууме, и пока не ясно, будут ли аналогичные процессы происходить с обычными металлами на открытом воздухе. Однако это новое открытие является потенциальным прорывом в промышленности и требует дальнейшего исследования для определения его перспектив в применении на большой производственной площадке.