Nature: астероид Chicxulub, уничтоживший динозавров 66 миллионов лет назад, врезался в Землю весной

Около 66 миллионов лет назад метеорит Chicxulub врезался в Землю на территории современного полуострова Юкатан в Мексике, что ознаменовало конец мелового периода. Произошло массовое вымирание видов, но почему оно было избирательным, а не всеобщим, ученым до сих пор неясно. Вымерли аммониты, птерозавры, все нептичьи динозавры и большинство морских рептилий, в то время как птицы, млекопитающие, черепахи и крокодилы выжили.

Журнал Nature опубликовал результаты исследования большой международной группы ученых, определивших время падения метеорита на Землю. Они утверждают, что он упал весной. Это удалось установить по останкам рыб, которые погибли сразу после падения небесного тела.

Когда метеорит упал на Землю, удар был настолько сильным, что вызвал сотрясение континентальной плиты и образование огромных волн в реках и озерах, они переместили колоссальное количество осадочных пород вместе со всеми живыми организмами, обитавшими в них, которые затем были заживо погребены. Сегодня в Северной Дакоте есть месторождение Танис, где сохранилась окаменевшая экосистема, включающая останки осетровых и веслоногих рыб, которые стали жертвами этого апокалипсиса.

Окаменелые останки хорошо сохранились, и ученые смогли увидеть, что кости имеют признаки сезонного роста, похожие на годовые кольца деревьев. Рентгеновские снимки показали распределение, форму и размер костных клеток, которые меняются в зависимости от сезона. Вывод экспертов однозначен – катастрофа произошла весной.

Анализ изотопов углерода также указывал на весну. Ученые предположили, что тот факт, что в Северном полушарии была весна, а в Южном – осень, помог некоторым млекопитающим и птицам выжить. Осенью животные готовились к зиме и, возможно, искали укрытие в пещерах или норах, готовясь к спячке, что сохранило им жизнь.