Nature Chemistry: российский ученый Никитин совершил прорывное открытие в области генетики

Российский ученый Научно-технологического университета «Сириус» Максим Никитин открыл новый фундаментальный механизм хранения информации в ДНК. Его исследовательскую работу опубликовали в журнале Nature Chemistry.

Свое открытие Никитин назвал «молекулярной коммутацией». Оно заключается в том, что информация в ДНК переносится не только за счет структуры двойной спирали — однозначно соответствующих друг другу (комплементарных) молекулярных цепей — как предполагалось раньше, но и при взаимодействии коротких одноцепочечных молекул ДНК/РНК или других молекул.

По предположениям самого Никита, его открытие в дальнейшем позволит понять суть самых различных процессов, даже  возникновения жизни на Земле.

Помимо этого, отмечает ученый, можно будет улучшить специфичность генной терапии, а также безопасность ДНК/РНК-вакцин, так как можно будет выявить и снизить побочные реакции на медикаменты в ходе лечения. Но в этом случае потребуется создание ПО  нового поколения, чтобы оно смогло точно предсказывать слабоаффинное взаимодействие нуклеиновых кислот, плюс, проводить анализ. То есть, подчеркивает эксперт, получится снизить риски негативных последствий незапланированных мутаций.

Никитин также добавил, что не только нуклеиновые кислоты могут принимать участие в молекулярной коммутации. По его словам, так же взаимодействовать могут белки и малые молекулы. Но в этом случае пока еще очень сложно предсказать их взаимные аффинности.