Nature Communications: астробиологи допускают наличие жизни и воды в ледяных экзоземлях

Американские ученые из Университета Рутгерса считают, что под ледяной корой холодных экзоземель может быть жидкая вода и жизнь, даже если они находятся за пределами традиционной зоны обитаемости. Их исследовательская работа опубликована в журнале Nature Communications.

В ходе проведенных расчетов специалисты сделали вывод, что на таких планетах все равно может быть жидкая вода. По их словам, источником тепла у них служит ядро, а атмосферное давление становится неважным. Они также уверены, что таяние может происходить из-за давления и трения льдов друг о друга и о каменное дно. Исследователи подчеркивают, что даже слабый геотермальный поток, схожий с потоком на Луне, способен обеспечить достаточное количество тепла.

Ученые рассказали, что в подобных океанах вода взаимодействует с горными породами, обмениваясь с ними химическими веществами, плюс, она защищена от радиации. И оба этих фактора весьма важны для жизни.

На суперземлях со значительно большей гравитацией ситуация осложняется. Под воздействием высокого давления и разных температур водяной лед способен образовывать 18 разных модификаций. А эти модификации создают слои, которые удерживают воду между собой.

«Особенно этот эффект важен для систем красного карлика, чья классическая зона обитаемости находится слишком близко к звезде. Из-за этого планета подвергается приливному захвату и чрезмерному воздействию солнечного ветра, что негативно сказывается на жизнепригодности», – говорят эксперты.

Они отметили, что если жизнь все же возможна и вне этой зоны, то поле поиска заметно расширяется.