Nature: Денисовцы опередили неандертальцев в заселении пещер Горного Алтая

Учёными были тщательно изучены 728 образцов отложений из Денисовой пещеры. В результате анализа в 79 пробах выявлены фрагменты митохондриальной ДНК денисовцев и только в 47 – неандертальцев. Самый древний биологический материал принадлежал Homo denisovensis. Его обнаружили в образце из культурного слоя, относящегося к 294–206 тысячам лет назад.

Nature: Денисовцы опередили неандертальцев в заселении пещер Горного Алтая

Оказалось, что неандертальцы появились в пещере позже.

Известно, что Денисова пещера расположена в Солонешенском районе Алтайского края на реке Ануй. На протяжении нескольких десятков лет в ней ведутся археологические раскопки. Так, были найдены фрагменты костей пяти денисовцев. Было установлено, что матерью одного из них была неандерталка.

Данные о времени проживания различных популяций людей, некогда проживавших в пещере, постоянно меняются из-за обнаружения каких-либо ещё ископаемых, указывающих на это.

Новое исследование группы международных учёных под руководством Елены Завала (Elena Zavala) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка нацелено на обнаружение биологического материала древних представителей Homo и фауны, чтобы наконец-то детально реконструировать последовательность заселения стоянки людьми.

В ходе исследований ученые смогли выделить несколько линий неандертальцев, проживавших в Денисовой пещере. Первая восходит к останкам со стоянки Сьерра-де-Атапуэрка в Испании, относящимся к 430 тысячам лет назад. Вторая – к находкам из пещеры Холенштайн-Штадель в Германии. Третья линия – самая распространенная, известная по всем другим неандертальцам.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Nature.