Nature Geoscience: раз в 35 лет ядро Земли прекращает вращение и меняет направление движения

Вращение твердого ядра планеты в последнее время практически остановилось и в ближайшем будущем даже может поменять направление на противоположное. К такому выводу пришли ученые Пекинского университета. О том, что привело к  такому явлению, и к каким последствиям это может привести пишет РИА Новости.

Планета Земля сформирована из нескольких слоев. Все живые организмы обитают на внешнем шаре, который является самым тонким, а именно, земной коре. Следующий слой – пластичная, но при этом твердая мантия. Дальше находится внешнее ядро, состоящее из жидкого железа. И непосредственно в центре расположено внутреннее ядро, которое имеет вид горячего плотного шара из твердого железа и никеля. Размер внутреннего ядра примерно соответствует Плутону.

Практически всю информацию о структурных особенностях планеты ученые получают благодаря наблюдениям за движением сейсмических волн, которые возникают во время землетрясений. В процессе изучения отклонений и изменений их скорости геофизики имеют возможность определить границы глубинных оболочек, а также формируют представление о составе каждого из слоев Земли.

Вращение Земли происходит с запада на восток, а продолжительность полного оборота составляет 24 часа. Теоретически внутреннее ядро имеет возможность двигаться как немного быстрее, так и медленнее, что связано с отсутствием жесткого соединения с твердой мантией. Впервые получить данные о его динамике удалось американским геофизикам из Колумбийского университета Сяодуну Сону и Полю Ричардсу в 1996 году.

В новой работе Сяодун Сон, который теперь является процессором Пекинского университета, с коллегой Йи Яном провели анализ траектории сейсмических волн, вызванных повторяющимися землетрясениями в близких регионах за последние 60 лет. Им удалось выяснить, что с 2009 года отличий по времени в прохождении волн практически не наблюдалось. Соответственно, ядро остановилось. Вероятно, это может быть связано с изменением направления его вращения в будущем. Ученые ранее пришли к выводу, что данное явление наблюдается каждые 35 лет. Предыдущая смена направления была зафиксирована в 1970-х годов.

Внутреннее ядро Земли очень важно для глубинной динамики, и прежде всего для генерации магнитного поля, которое защищает планету от негативного воздействия космических излучений. Без подобного щита не произошло бы зарождение и развитие жизни на планете.

В новых исследованиях ученые смогут выяснить дополнительные особенности данного явления. Но по заверениям исследователей, для жизни на планете это не несет никакой угрозы.

“То, что происходит, не до конца понятно, но изменения, которые мы заметили, вполне допустимы”, — считает профессор Видейл, которого цитирует The Wall Street Journal.

При этом некоторые ученые склоняются к версии, что внутреннее ядро и вовсе является неподвижным, а разница во времени прохождения волн, по их мнению, может быть связана с неровностями его поверхности.

Анна Зверева/ автор статьи