Гормон стресса норадреналин пробуждает мозг свыше 100 раз в течение ночи

Команда сомнологов, работающая в Копенгагенском университете, смогла доказать, что человеческий мозг просыпается более ста раз за ночь из-за воздействия гормонов стресса. Однако это явление вовсе не считается расстройством и даже улучшает память. Статья об исследовании была опубликована в журнале Nature.

Гормон стресса норадреналин пробуждает мозг свыше 100 раз в течение ночи

Известно, что большинство людей не любят просыпаться по ночам и считают, что хороший сон должен быть непрерывным. Новое исследование ученых показывает, что все не так однозначно.

“Технически вы просыпаетесь, потому что активность мозга в эти очень короткие моменты такая же, как при бодрствовании, но спящий этого не замечает”, — делится соавтор работы Ми Андерсон.

Ученые пришли к такому выводу в ходе экспериментов с мышами. Они изучали основные биологические механизмы, общие для всех млекопитающих, поэтому полученные выводы можно рассматривать и для людей.

Короткие пробуждения создаются волнами норадреналина, которые “перезагружают” мозг, чтобы сохранить все полученные воспоминания, объясняют ученые. От одного пика до следующего проходит около 30 секунд.

Примечательно, что чем глубже период сна на графике, тем выше последующий пик и тем выше степень пробуждения.

“Это означает, что вам, вероятно, не нужно беспокоиться о том, что вы просыпаетесь по ночам. Результаты показывают, что это естественная часть фаз сна, связанных с памятью”, — рассказывает Селия Кьерби, соавтор работы.

Кроме того, исследователи отмечают, что полученные результаты могут быть полезны при разработке новых антидепрессантов. Некоторые современные препараты повышают уровень норадреналина в организме, что увеличивает риск сокращения глубоких фаз сна и, следовательно, может повлиять на память. В будущем следует стремиться к разработке препаратов, которые не влияют на волны норадреналина во время сна, подчеркнули ученые.