Nature Metabolism: кишечные бактерии могут влиять на организм сильнее генетики

Американские ученые из Института системной биологии в Сиэтле установили, что 69% содержащихся в крови веществ связаны с деятельностью кишечных бактерий, и лишь 15% — с генетикой. Научная работа опубликована в журнале Nature Metabolism.

В ходе своего исследования эксперты провели анализ метаболом крови более 1 500 человек. Ученые выяснили, уровни каких молекул в первую очередь зависят от кишечных бактерий, а какие в основном контролируются генами. Специалисты подчеркнули, что важность этой информации заключается в том, что уровни метаболитов, связанных с микроорганизмами, легче изменить при помощи медикаментов или изменения образа жизни.

Результаты исследования показали, что 69% ассоциаций были обусловлены исключительно микробиомом кишечника, а вот 15% были обусловлены исключительно генетикой. Остальные 16% метаболитов, по словам ученых, находились под совместным контролем генов и микробиома.

В числе метаболитов, которые контролировали гены, были желчные кислоты и свободные жирные кислоты, плюс, другие вещества, связанные с повышенным риском развития болезни Альцгеймера.

«Молекулы крови, наиболее сильно связанные с действиями кишечного микробиома, были вовлечены в бактериальный метаболизм ароматических и фенольных соединений», – говорят американские биологи.

Данное исследование указывает на то, что если изменить микробиом, то можно оказать влияние на метаболиты, циркулирующие в крови. И все же эта работа является первым шагом к картированию метаболитов крови.