Nature: Таримские мумии были связаны с обособленным древним народом на северо-западе КНР

Немецкими учеными из Института эволюционной антропологии Макса Планка полностью расшифрована ДНК таримских мумий – мумифицированных тел возрастом 3,8 тыс. лет. Они были найдены в начале прошлого столетия в северо-западной части Китая. В результате установлено, что генетически мумии принадлежат не индоевропейцам, а уникальной изолированной группе потомков древних евразийских охотников-собирателей. Исследованием ученых делится журнал Nature.

“Археогенетики давно ищут следы последних популяций древних северных евразийцев. Это важно для лучшего понимания генетической истории Центральной Евразии. Мы нашли одну из таких групп древних людей в самом неожиданном месте”, — делится профессор Сеульского университета Чон Чунвон.

Сообщается, что таримские мумии, относящиеся к раннему бронзовому веку, вызвали много споров и разногласий в научном мире с момента их обнаружения, потому что их внешние характеристики значительно отличались от тех, с которыми ученые уже были знакомы. Антропологические данные указывали на европеоидное и монголоидное происхождение, а волосы, часто заплетенные в косы, имели рыжий или светлый оттенок. Кроме того, необычной была войлочная и тканая шерстяная одежда на них.

Исследователями были проанализированы ДНК 13 мумий, датируемых 2100-1700 гг. до н.э., из бассейна Тарим в южном Синьцзяне и пяти мумий 3000-2800 гг. до н.э. из северного бассейна Джунгар. По оценкам специалистов, эти мумии представляют собой самые ранние человеческие останки, обнаруженные в Синьцзяне на данный момент.

Выяснилось, что джунгарские мумии были степными пастухами из Алтае-Саянских гор на территории нынешней Южной Сибири, в то время как таримские мумии были местными. Кроме того, молочные белки, обнаруженные в отложениях на зубах семи таримских мумий, указывают на то, что это население, скорее всего, занималось молочным животноводством.

В совокупности полученные результаты противоречат предыдущим гипотезам миграции и свидетельствуют о том, что таримское население было генетически изолированным, хотя и поддерживало тесные связи с другими скотоводами и земледельцами в регионе.

Они делали сыр из молока жвачных животных, используя кефирную ферментацию, которой они, вероятно, научились у потомков афанасьевцев. Отмечается, что в захоронениях ими использовались хвойные ветки, что также практиковалось в культурах Центральной Азии. Уникальные черты Таримской культуры развивались в суровых условиях пустыни Такла-Макан и ее речных оазисов.