Nature: теплокровные млекопитающие появились на Земле примерно 230 млн лет назад

Международная группа ученых выяснила точное время появления теплокровных предков млекопитающих, изучив анатомию внутреннего уха у вымерших животных. Согласно полученным данным, эндотермия у синапсид впервые появилась в конце триасового периода, гораздо позже, чем считали палеонтологи. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

Эндотермия – это свойство, позволяющее организму поддерживать температуру тела независимо от температурных условий окружающей среды. Метаболическая активность млекопитающих и птиц позволяет им поддерживать одинаковую температуру, что помогает им выживать в различных экологических нишах.

Теплокровность была значительным эволюционным прогрессом, но ученые до сих пор спорят, когда именно она появилась у млекопитающих. Новое исследование позволило ученым предположить, что млекопитающие стали теплокровными около 233 миллионов лет назад.

Такой вывод был сделан научными специалистами на основе анализа полукружных протоков предков млекопитающих. Это элемент вестибулярной системы, образованный костным лабиринтом внутреннего уха. Здесь находится мембранный лабиринт, заполненный эндолимфой. Вязкость этой жидкости зависит от температуры тела, и именно этот фактор изучали ученые, анализируя полукружные каналы 56 вымерших синапсид (группа, включающая млекопитающих и их предков).

Отмечается, что теплокровность уменьшила зависимость животных от окружающей среды и позволяла им сохранять высокую активность в течение длительных периодов времени.