Nature: ученые из США оживили светочувствительные клетки в человеческих глазах

Журнал Nature опубликовал статью с описанием исследования, проведенного учеными из Университета Юты и Исследовательского института Скриппса (США), которые оживили светочувствительные клетки в сетчатке глаза, полученные от доноров, и восстановили связь между ними, пишет In Science.

Nature: ученые из США оживили светочувствительные клетки в человеческих глазах

Информация в мозг от органов чувств передается миллиардами нервных клеток. В зрительном анализаторе за это отвечают фоторецепторы, способные воспринимать свет. У человека эти клетки сосредоточены в желтом пятне на сетчатке, которое отвечает за центральное зрение и нашу способность видеть предметы четко и в цвете.

Американские ученые разработали метод, позволяющий “оживить” фоторецепторы и восстановить взаимодействие между ними в глазах, полученных от умерших доноров. В исследовании удалось сделать это с 40 донорскими глазами, взятыми у умерших людей. Причем время смерти варьировалось от 20 минут до 5 часов.

Чтобы восстановить связи между клетками, ученые устранили главную причину проблемы – недостаток кислорода. Для этого они создали специальную систему, поставляющую кислород и другие питательные вещества в сетчатку глаза. Ожившие клетки реагировали на яркий свет, цвета и даже тусклые вспышки света.

Специалисты также разработали специальное устройство для стимуляции сетчатки и измерили электрическую активность фоторецепторов. Им также удалось восстановить особый электрический сигнал, характерный для живых глаз – так называемые b-волны, наблюдаемые на электроретинограммах.

Разработанный метод может быть использован для изучения и других тканей центральной нервной системы. А новый подход поможет в изучении нейродегенеративных заболеваний, а также болезней, связанных с развитием слепоты.

Кроме того, учёные продемонстрировали, что в экспериментах можно обойтись без животных моделей, которые являются дорогостоящими и к тому же не полностью идентичны человеческому организму.