Nature: в Кембридже выявили одну из причин резкого старения человека после 70 лет

В журнале Nature опубликована статья, в которой ученые из Института Сэнгера, Кембриджского Wellcome-MRC и других учреждений показали, что мутации, накапливающиеся в течение жизни, влияют на формирование клеток крови и особенно сильные изменения появляются после 70 лет. В течение жизни человека клетки постоянно делятся. С каждым делением происходит укорачивание длины теломер – белков на концах генов. В некоторых случаях происходят изменения в ДНК, которые приводят к появлению клеточных мутаций.

Специалисты, изучающие старение человека, исследовали клетки крови, взятые у людей разного возраста, от детей до пожилых, и секвенировали тысячи содержащихся в них генов. Они обнаружили, что определенные мутации, называемые “драйверными”, накапливаются у людей с возрастом.

Эти мутации способны передаваться многократно, клетки фактически создают свои собственные клоны. У детей же костный мозг производит нормальные клетки крови, в которых происходят единичные мутации, и такие клетки не размножаются дальше и умирают.

“Такие факторы, как хроническое воспаление, курение, инфекции и химиотерапия, могут вызвать раннее развитие клонов с мутациями-драйверами”, — говорят исследователи.

Этот процесс нельзя объяснить только воздействием вредных факторов. Возможно, существуют другие, более глубокие причины этого процесса, которые требуют дальнейшего изучения.