Nature: жители Европы начали массово пить молоко около 9 тыс. лет назад

Ученые обнаружили, что европейцы начали массово пить молоко около 9 000 лет назад. За три-четыре тысячи лет до того, как мутация в гене LCT, который позволяет взрослым переваривать молочные продукты, распространилась среди их популяций. Статья об исследовании была представлена в журнале Nature. Информацией об этом делится ТАСС.

Nature: жители Европы начали массово пить молоко около 9 тыс. лет назад

Исследователи сообщают, что первые домашние коровы и молочное животноводство появились на Ближнем Востоке и в Индии около 15-10 тысяч лет назад, примерно в то же время, когда возникло земледелие и люди перешли к оседлому образу жизни. Однако многие генетики считают, что одомашнивание коров привело к мутации гена LCT у первых земледельцев Земли.

Это дало людям уникальную способность, которой нет почти у всех других млекопитающих: способность пить молоко в зрелом возрасте и переваривать лактозу, один из сахаров, содержащихся в молоке в больших количествах. Мутация встречается в настоящее время у большинства европейцев, но жители многих других частей света не наделены такой особенностью.

Установлено, что мутация распространилась среди древних европейцев позже, чем они начали массово пить молоко и употреблять другие молочные продукты. Это ставит под сомнение связь между мутацией и возникновением молочного животноводства.

Ученые изучили химический состав около семи тысяч глиняных черепков, найденных на 554 стоянках древних жителей Европы. В начале этого века профессор Эвершед обнаружил, что фрагменты древней керамики часто содержат пищевые белки и жиры, по которым можно определить, что в них хранилось.

Химический анализ показал, что древние европейцы начали массово пить и есть молочные продукты уже 9 000 лет назад. В то время как и в последующие 3-4 тысячи лет, мутация в гене LCT была крайне редкой среди жителей Европы.

Кроме того, палеохимики обнаружили региональные различия, а также широкие колебания в частоте потребления молочных продуктов в разные периоды неолита, которые никак не повлияли на распространенность мутантной версии LCT. Это, по мнению ученых, говорит о том, что распространение данной генной вариации не было связано с возникновением молочного скотоводства, а произошло вследствие каких-то других событий, на роль которых претендуют массовый голод и эпидемии древних болезней.