Нейробиологи MIT обнаружили генетическую мутацию, повышающую риск болезни Альцгеймера

Американские ученые из клиники Маунт-Синай и Массачусетского технологического института установили, что генетический вариант APOE4, связанный с высоким риском болезни Альцгеймера, изменяет способ перемещения холестерина в головном мозге. Следствием этого является  потеря обучаемости и памяти с возрастом. Научная работа опубликована в журнале Nature.

По словам экспертов, почти у половины пациентов с болезнью Альцгеймера есть генетический вариант APOE4. Ученым уже известно, что из-за APOE4 в человеческом мозге нарушается метаболизм липидов и холестерина.

Чтобы выяснить влияние мутации на другие гены, ученые провели секвенирование одноядерной РНК префронтальной коры головного мозга 32 умерших человек. В результате они установили, что генетический вариант APOE4 меняет активность генов, которые регулируют транспорт холестерина в головном мозге. Помимо этого у пациентов с APOE4 в олигодендроцитах откладывается  холестерин.

Из-за накопления холестерина нарушается структура миелина, а электрические сигналы не подаются в мозг. По предположениям ученых, именно этот процесс мог привести к нарушению обучаемости и проблемам с памятью.

Благодаря фармакологическому вмешательству эксперты смогли уменьшить этот эффект APOE4. У мышей с болезнью Альцгеймера и геном APOE4 улучшилась память и обучаемость.

Своим исследованием ученые доказали, что повреждение миелина в 40-50 лет связано с высоким риском развития болезни Альцгеймера в более позднем возрасте. Благодаря работе экспертов можно будет выявлять болезнь Альцгеймера еще до возникновения симптомов, а также разработать эффективные лекарства.