Ученые изучили влияние академического образования на структуру мозга. Результаты исследования Цюрихского университета доказывают, что мозг людей, получивших академическое образование, компенсирует возрастные когнитивные и нейронные изменения. Результаты исследования были опубликованы в журнале NeuroImage: Clinical.
Группа ученых из Цюрихского университета под руководством профессора нейропсихологии Лутца Янке изучала влияние образования на мозг в ходе долгосрочного исследования.
Исследователи наблюдали за более чем двумя сотнями пожилых людей в течение семи лет. Участники исследования были дееспособными, вели активную социальную жизнь и обладали интеллектом от среднего до выше среднего. Благодаря регулярным томографическим исследованиям ученые смогли сделать вывод, что академическое образование значительно снижает возрастную дегенерацию мозга.
Они также обнаружили, что количество “черных дыр” и “белых пятен” у этой категории испытуемых было значительно меньше, чем у людей без академического образования. Так ученые называют области изменений в мозге, которые образуются в течение жизни. Специалисты полагают, что их появление может быть связано с перенесенными незамеченными микроинфарктами мозга, уменьшением кровотока или потерей нервных путей. Это снижает когнитивные способности людей, особенно если повреждения затрагивают ключевые области мозга.
“Кроме того, ученые быстрее и точнее обрабатывали информацию – например, при сопоставлении букв, цифр и узоров. Снижение их умственных способностей в целом было меньше”, — говорит Изабель Хотц, одна из авторов исследования.
Ученые считают, что причина этого в том, что в процессе активной умственной деятельности люди наращивают количество нейронных и когнитивных сетей, то есть создают резервы. Поэтому такой мозг в пожилом возрасте может более эффективно компенсировать возникающие нарушения.