Новая карта тектонических плит может подсказать места будущих землетрясений

В журнале Earth-Science Reviews опубликована новая модель тектоники литосферных плит, которая позволила изучить, как менялась конфигурация континентов Земли с момента распада первого суперконтинента Ваальбара 2,8 миллиона лет назад. Ученые считают, что новая карта может облегчить поиск полезных ископаемых, а также поможет прогнозировать возможные извержения вулканов и землетрясения.

Новая карта тектонических плит может подсказать места будущих землетрясений

Согласно геологической науке, земная кора состоит из нескольких крупных блоков – литосферных плит, которые находятся в постоянном движении относительно друг друга. Извержения вулканов, землетрясения и процессы горообразования происходят вблизи границ этих плит.

В новой модели, созданной учеными из Университета Аделаиды, используется больше так называемых микроплит. Добавление этих микроплит позволило экспертам лучше описать “пространственное распределение 90% землетрясений и 80% извержений вулканов за последние 2 миллиона лет, тогда как существующие модели охватывают только 65% землетрясений”.

По словам ученых, они мысленно вернулись на миллионы лет назад и добавили в свою модель микроплиту Маккуори, расположенную к югу от Тасмании, и плиту Козерога, которая разделяет Индийскую и Австралийскую плиты.

“Самые большие изменения в модели тектоники литосферных плит произошли на западе Северной Америки, где граница с Тихоокеанской плитой проходит в виде разломов Сан-Андреас и Королевы Шарлотты. Новая очерченная граница разломов гораздо более протяженная, около 1 500 км, чем ранее очерченная довольно узкая зона”, — говорят исследователи.

Еще одно изменение в модели связано с Центральной Азией, оно включает все зоны деформации к северу от Индии. Последний раз существующая модель тектонической активности корректировалась в 2003 году. Землетрясения редко происходят в центре плит, но если древние трещины или разломы глубоко под поверхностью существовали там раньше, то это вполне возможно.