Новая линза для волн материи может охладить конденсат Бозе-Эйнштейна до низких температур

Немецкие учёные с помощью инновационной линзы для волн материи, которая использует атомные взаимодействия, замедлили расширение конденсата Бозе-Эйнштейна в трех измерениях и достигли беспрецедентно низких температур.

Известно, что конденсат Бозе-Эйнштейна является хорошим помощником при проведении физических исследований, но он слишком быстро распадается. С помощью новой разработки специалисты смогут сделать это состояние более стабильным.

У специалистов получилось создать при помощи новой системы линз во временной области, основанной на атомных взаимодействиях необходимое состояние материи при самой низкой на сегодняшний день температуре (38 пикокельвин).

Сообщается, что для этого были созданы волны материи КБЭ из более чем ста тысяч атомов и записана их эволюция во времени.

Физиками при помощи линзы была «выпрямлена» траектории движения атомов, расширение замедлилось, и конденсат смог существовать на протяжении сначала 2 секунд, а потом и до 17 секунд.

Отмечается, что волны материи конденсата Бозе-Эйнштейна – незаменимый инструмент при изучении связи между квантовой теорией и общей теорией относительности. Когда КБЭ помещается в интерферометр, его интерференционная картина будет частично зависеть от гравитационных эффектов, обусловленных массой атомов. Обнаружение этих эффектов может позволить провести фундаментальные тесты, такие как, например, проверка принципа эквивалентности Эйнштейна с квантовыми объектами.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Physical Reveiw Letters.