Новое исследование показало, что старение нейтрализует половые различия в мозге

Когда самцы и самки плодовых мушек стареют, их мозг становится десексуализированным. Возрастные изменения происходят у обоих полов, но мозг самцов феминизируется в большей степени, чем мозг самок маскулинизируется. К такому выводу пришли исследователи из Университета Линчепинга. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Новое исследование показало, что старение нейтрализует половые различия в мозге

Хорошо известно, что ослабленные люди не могут позволить себе “инвестировать” в сексуальное поведение в той же степени, что и их более здоровые сверстники. Однако неясно, приводит ли старение, которое ослабляет людей, к уменьшению инвестиций в сексуальную активность. Можно подумать, что для людей, приближающихся к концу жизни, было бы лучше полностью сосредоточиться на воспроизводстве, чтобы передать свои гены, пока не стало слишком поздно. Сексуальное поведение направляется из мозга, и чтобы выяснить, что происходит с половыми различиями в этой ткани по мере старения дрозофилы, исследователи изучили, как гены, в разной степени выраженные у молодых самцов и самок, меняются со временем.

“Наши результаты показывают, что экспрессия генов в мозге самцов и самок с возрастом становится более сходной, и что оба пола вносят свой вклад в эту картину”, — делится доктор Антонино Малакрино, один из основных авторов исследования, из Университета Реджио-ди-Калабрия в Италии.

Исследование показывает, что если экспрессия определенного гена выше в мозге молодых женщин, чем у молодых мужчин, то экспрессия гена снижается у пожилых женщин и повышается у пожилых мужчин – и наоборот для генов с более высокой экспрессией у молодых мужчин.

“Результаты также показывают, что изменения больше у мужчин, чем у женщин”, — уточняет Антонино Малакрино.

Тот факт, что у женщин изменения с возрастом меньше, чем у мужчин, предположительно является результатом того, что связь между инвестициями в половые признаки и репродуктивным успехом у женщин не такая сильная, как у мужчин. В то время как самцу плодовой мухи приходится превосходить других самцов в быстром поиске самок и побуждении их к спариванию посредством сложного и утомительного танцевального представления, самке нужно только решить, сколько энергии у нее есть для воспроизводства. Старение подразумевает, что у обоих полов меньше ресурсов для инвестирования в размножение и другие виды деятельности, но жесткая конкуренция между самцами означает, что стоимость повышенных инвестиций для них выше, чем для самок.

“Если с возрастом вы будете продолжать вкладывать в воспроизводство столько же, сколько и раньше, у вас не останется энергии для выживания”, — рассказывает Урбан Фриберг, руководитель исследования и старший доцент кафедры физики, химии и биологии (IFM) Университета Линчепинга.

Исследования на других животных, включая человека, которые в основном были посвящены возрастным изменениям в экспрессии генов у представителей одного пола, дали результаты, указывающие в том же направлении. Это говорит о том, что результаты, полученные на плодовых мушках, могут быть применены и ко многим другим животным, отмечают ученые.