Обмен цельной крови может быть эффективной терапией при болезни Альцгеймера

Новая болезнь-модифицирующая терапия болезни Альцгеймера может включать полный обмен крови, который эффективно снижает образование амилоидных бляшек в мозге мышей, согласно новому исследованию, проведенному UTHealth Houston.

Обмен цельной крови может быть эффективной терапией при болезни Альцгеймера

Исследовательская группа под руководством старшего автора Клаудио Сото, профессора кафедры неврологии Медицинской школы Макговерна при UTHealth Houston, в сотрудничестве с первым автором Акихико Ураямой, доцента кафедры, провела серию процедур обмена цельной крови для частичной замены крови мышей, страдающих от вызывающих болезнь Альцгеймера белков-предшественников амилоида, на цельную кровь здоровых мышей того же генетического происхождения. Результаты исследования были опубликованы в журнале “Молекулярная психиатрия”.

“Эта работа является доказательством возможности использования технологий, широко применяемых в медицинской практике, таких как плазмаферез или диализ крови, для “очистки” крови у пациентов с болезнью Альцгеймера, уменьшая накопление токсичных веществ в мозге. Преимущество этого подхода в том, что болезнь можно лечить в кровообращении, а не в мозге”, — делится Сото, директор Центра Джорджа и Синтии Митчелл по изучению болезни Альцгеймера и связанных с ней расстройств мозга и заведующий кафедрой неврологии Фонда Хаффингтона в Медицинской школе Макговерна.

Предыдущие исследования Сото и других ученых из UTHealth в Хьюстоне показали, что неправильное формирование, агрегация и накопление бета-амилоидных белков в мозге играют центральную роль в развитии болезни Альцгеймера. Поэтому предотвращение и удаление агрегатов неправильной формы белков считается перспективным методом лечения этого заболевания.

Однако лечение болезни Альцгеймера долгое время было затруднено из-за сложности доставки терапевтических агентов через гематоэнцефалический барьер. Благодаря своим последним исследованиям Ураяма, Сото и другие ученые обнаружили, что манипуляции с циркулирующими компонентами при болезни Альцгеймера могут стать ключом к решению этой проблемы.

“Кровеносные сосуды в мозге классически считаются самым непроницаемым барьером в организме. Мы знали, что этот барьер в то же время является очень специализированным звеном между мозгом и системной циркуляцией”, — рассказывают ученые.

После многократных переливаний крови исследователи обнаружили, что развитие церебральных амилоидных бляшек в модели болезни Альцгеймера у трансгенных мышей сократилось на 40-80%. Это снижение также привело к улучшению пространственной памяти у старых мышей с амилоидной патологией и снижению скорости роста бляшек с течением времени.

Хотя точный механизм, с помощью которого этот обмен крови уменьшает амилоидную патологию и улучшает память, в настоящее время неизвестен, существует много возможностей. Одно из возможных объяснений заключается в том, что снижение уровня бета-амилоидных белков в кровотоке может способствовать перераспределению пептида из мозга на периферию. Другая теория заключается в том, что метаболизм крови каким-то образом препятствует притоку бета-амилоида или ингибирует повторное поглощение очищенного бета-амилоида, среди других возможных объяснений.