Обработка почвы этанолом позволила 75% растений пережить засуху

В журнале Plant and Cell Physiology опубликована статья, описывающая исследование, проведенное ботаниками из Центра исследований устойчивых ресурсов RIKEN в Японии, которые обнаружили, что добавление этанола в почву позволяет растениям обходиться без воды в течение двух недель. Специалистам известно, что растения самостоятельно вырабатывают этанол при нехватке воды. Они решили проверить, поможет ли этанол растениям, если его искусственно добавить в почву.

Обработка почвы этанолом позволила 75% растений пережить засуху

Сначала в течение двух недель биологи выращивали растения с обычным поливом, а затем в течение трех дней почву рядом с растениями обрабатывали этанолом один раз в день, после чего растения перестали поливать.

Через две недели исследователи обнаружили, что около 75% обработанных этанолом растений пшеницы и риса выжили после второго полива через две недели, по сравнению с менее чем 5% растений контрольной группы, не подвергавшихся обработке.

Оказалось, что вскоре после обработки этанолом растения закрыли свои устьица, что позволило им сохранить больше воды в листьях, чем необработанным растениям. Кроме того, после того, как этанол был поглощен корнями, у растений изменилась активность генов, что также могло позволить им снизить потребление воды.

Проблема создания засухоустойчивых растений стоит очень остро во всем мире на фоне глобального потепления. Можно создать генетически модифицированные растения, которые будут держать свои устьица закрытыми во время неблагоприятных условий, но это дорого, и не все страны могут себе это позволить.

Поскольку этанол безопасен, дешев и широко доступен, работа ученых предлагает дешевый и простой способ повысить урожайность даже при ограниченном количестве воды без необходимости генетической модификации.