Окаменелости предполагают, что ранние приматы жили в некогда болотистой Арктике

Животные, вероятно, переместились на север, когда планета прогрелась, в новую среду обитания, открывшуюся у полюсов.

Арктика сегодня — враждебное место для большинства приматов. Но серия окаменелостей, найденных с 1970-х годов, предполагает, что так было не всегда.

Десятки окаменелых зубов и челюстных костей, обнаруженных в северной Канаде, принадлежали двум видам ранних приматов — или, по крайней мере, близким родственникам приматов — которые жили в Арктике около 52 миллионов лет назад, сообщают исследователи в PLOS ONE.

Эти останки являются первыми окаменелостями, похожими на приматов, когда-либо обнаруженными в Арктике, и говорят о животном размером с сурка, которое, возможно, бежало по деревьям в болоте, которое когда-то существовало за Полярным кругом.

В то время Арктика была значительно теплее. Но существам все же пришлось адаптироваться к экстремальным условиям, таким как долгие зимние месяцы без солнечного света. Эти проблемы делают присутствие в Арктике существ, похожих на приматов, «невероятно удивительным», — говорит соавтор Крис Берд, палеонтолог из Канзасского университета в Лоуренсе.

«Ни один другой примат или родственник примата никогда не был найден так далеко на севере».

Между низкими температурами, ограниченным ростом растений и месяцами вечной темноты жить в современной Арктике непросто. Но эти леса не всегда ограничивались их нынешним местоположением. В эпоху раннего эоцена, которая началась около 56 миллионов лет назад, планета пережила период интенсивного потепления, что позволило лесам и их теплолюбивым обитателям распространиться на север.

Ученые знают об этом раннем арктическом климате отчасти из-за десятилетий палеонтологических работ на острове Элсмир в северной Канаде. Эти раскопки показали, что когда-то в этом районе преобладали болота, мало чем отличающиеся от тех, что сегодня встречаются на юго-востоке Соединенных Штатов. Эта древняя, теплая и влажная арктическая среда была домом для множества теплолюбивых животных, включая гигантских тапиров и родственников крокодилов.

Для нового исследования Берд и его коллеги изучили десятки окаменелостей зубов и челюстных костей, найденных в этом районе, и пришли к выводу, что они принадлежат двум видам, Ignacius mckennai и Ignacius dawsonae.

Эти два вида принадлежали к ныне вымершему роду мелких млекопитающих, который был широко распространен в Северной Америке в эоцене. Арктические варианты, вероятно, переместились на север, когда планета прогрелась, воспользовавшись новой средой обитания, открывающейся вблизи полюсов.

Андрей Васильев/ автор статьи