Около четверти наскальных изображений, найденных в Испании, выполнены детьми

Научный журнал Archaeological Science опубликовал исследование ученых из испанского Университета Кантабрии и Кембриджского университета, которые установили, что около 25% наскальных рисунков, найденных на территории современной Испании, могли быть сделаны детьми разного возраста. Ученые говорят, что, вероятно, в создании этих «произведений» участвовали группы детей, возможно, это были братья и сестры.

Около четверти наскальных изображений, найденных в Испании, выполнены детьми

Ученые провели исследование 180 образцов наскальных рисунков, в основном изображающих отпечатки ладоней, которые были созданы путем выдувания краски через полую кость или тростник. Было установлено, что около четверти этих отпечатков принадлежат детям в возрасте от 2 до 12 лет.

Вероника Фернандес-Наварро, ведущий автор исследования, говорит, что когда отпечатки делаются таким образом, они получаются немного больше оригинала, потому что краска размывается. Именно поэтому ранее считалось, что отпечатки принадлежали в основном мужчинам, которые пользовались привилегией создавать произведения искусства.

Когда эксперты приняли во внимание этот факт, то выяснилось, что детских отпечатков среди образцов наскальной живописи обнаружилось не менее 25%.

“Похоже, что художественная деятельность не была привилегией только взрослых мужчин, как считалось ранее”, — заявили исследователи.

Также были найдены отпечатки рук совсем маленьких детей, которые, вероятно, не смогли бы сделать их самостоятельно. Поэтому ученые предположили, что в создании изображений участвовали группы детей разного возраста, в том числе сестры и братья, которые помогали друг другу, и, возможно, взрослые члены семьи. В общей сложности специалисты изучили пять пещер в Испании, а теперь ведут переговоры с французскими археологами, чтобы провести аналогичные исследования в знаменитых пещерах первобытных людей во Франции.