Орудия труда показали закономерности вымирания неандертальцев на Пиренейском полуострове

Популяции неандертальцев на Пиренейском полуострове пережили локальное вымирание и замещение до прихода Homo sapiens, согласно исследованию, опубликованному в PLOS ONE Джозебой Риос-Гарайзаром из Археологического музея Бильбао, Испания, и его коллегами.

Неандертальцы исчезли около 40 000 лет назад, но многие детали их вымирания остаются неясными. Чтобы прояснить ситуацию, полезно изучить, как менялись популяции неандертальцев на протяжении последних тысячелетий. В данном исследовании ученые изучали распространение комплекса инструментов, известного как шательперронский, который считается уникальным для определенных популяций неандертальцев во Франции и на Пиренейском полуострове.

Специалисты проанализировали более 5 000 остатков шательперронских орудий из стоянки Аранбалтза II в Баррике, на севере Пиренейского полуострова, датируемых примерно 45 500 лет назад. Сравнивая орудия из этого места с другими близлежащими неандертальскими орудиями, они обнаружили, что шательперронская система не пересекается по времени с более древней неандертальской технологией в этом регионе, что говорит о том, что шательперронские орудия не были разработаны на основе более ранней иберийской технологии, а возникли в другом месте, прежде чем мигрировать в этот регион. Они также обнаружили, что шательперронские орудия появились раньше, чем первые орудия Homo sapiens на Пиренейском полуострове.

Основываясь на этих данных, авторы предполагают, что более древние пиренейские популяции неандертальцев исчезли, забрав с собой свои орудия труда, и были заменены различными группами неандертальцев, использовавших орудия шательперронского периода, вероятно, мигрировавшими из Франции, а эти популяции, в свою очередь, были заменены Homo sapiens.

Исследователи предполагают, что эти модели локального вымирания и замещения неандертальцев станут важной областью будущих исследований, поскольку они могли сыграть значительную роль в упадке и окончательной гибели неандертальцев.

Авторы отмечают: “Шательперронские неандертальцы заселили север Пиренейского полуострова около 43 000 лет назад. В то время эта территория была не занята после исчезновения местных групп неандертальцев вместе с их мустьерской технологией”.