PeerJ: Австралийские ученые открыли стерилизующее свойство муравьиного меда

Ученые из Сиднейского университета в Австралии совершили интересное открытие, связанное с медом, производимым медовыми муравьями Camponotus inflatus. Исследователи обнаружили, что этот мед обладает сильными антибактериальными свойствами, несмотря на крайне низкое содержание традиционных противомикробных веществ. Результаты их работы были опубликованы в журнале PeerJ.

Особенностью этих медовых муравьев является то, что у рабочих особей этого вида брюшко увеличено и содержит запас углеводов. Они используют этот мед для обеспечения питанием всей своей колонии в тех случаях, когда обычной добычи становится недостаточно. Местные жители Австралии давно отлавливают этот мед и используют его не только в качестве пищи, но и для лечения различных недугов. Это побудило ученых изучить его свойства и эффективность как антимикробного средства.

В результате экспериментов ученые обнаружили, что уже 8% раствор меда Camponotus способен эффективно уничтожать бактерии Staphylococcus aureus, известные своей устойчивостью к антибиотикам. Еще более высокая концентрация – 16% раствор – успешно уничтожала клетки грибков, включая Aspergillus и Cryptococcus.

Удивительно, что в данном виде меда содержание привычных противомикробных веществ, таких как пероксид водорода или метилглиоксаль, оказалось ничтожно малым. Точные компоненты, которые обеспечивают антимикробное действие меда, пока остаются неизвестными. Для установления механизма его действия ученые планируют провести дополнительные исследования.