Петербургские полярники извлекли из скважины в Антарктиде древний лед, которому 570 тысяч лет

Ученые из Горного университета в Санкт-Петербурге завершили 67-ю научную экспедицию в Антарктиду и вернулись с образцами уникального ледяного керна, извлеченного из глубин реликтового озера Восток. Эти образцы могут многое рассказать об истории нашей планеты.

Исследования проводились на полярной станции “Восток”, которая существует на ледяном континенте уже 65 лет. До ближайшего побережья – 1,3 тысячи километров. Прямо под станцией, на глубине 4 км находится уникальное реликтовое озеро. В 2012 году обнаружение этого озера было названо самым грандиозным географическим открытием современности. Место действительно уникальное, в котором полмиллиона лет эволюция шла другим путем, и ученые близки к разгадке каким.

Чтобы пробурить метровую скважину на такой глубине, да еще в Антарктиде, требуется немалый талант и упорство. Китайские исследователи оставили свои попытки добраться до озера, так как их оборудование не справлялось с задачей. На глубине 3 километров бурильщики столкнулись с гигантскими монокристаллами льда, о которые ломались стальные части бура.

В то же время они собирали новый зимовочный комплекс, который был построен в Гатчине. Современная модульная станция будет не только идеальной с научной точки зрения, но и гораздо более комфортной, чем существующая. Условия, в которых работают ученые, действительно суровые.

И мороз – не главная проблема. Атмосферное давление 440 мм рт. ст. и разреженный воздух, ведь станция расположена на высоте 3700 метров над уровнем моря. Влажность воздуха – нулевая, как в Сахаре.

Ученые извлекли самый древний на сегодняшний день лед, возраст которого составляет 570 тысяч лет. Так что теперь мы ближе к ответу на вопрос, как жила планета полмиллиона лет назад, и, что еще важнее, сколько времени ей осталось.