Phys.org: ученые нашли белок TAZ, защищающий иммунную систему от старения

Phys.org публикует статью, описывающую результаты исследования, проведенного учеными из США, Германии и Нидерландов, которые нашли ключ к восстановлению гемопоэтических стволовых клеток, дающих начало кроветворению и клеткам иммунной системы. Их омоложение открывает большие возможности в профилактике и лечении многих возрастных заболеваний.

Phys.org: ученые нашли белок TAZ, защищающий иммунную систему от старения

С возрастом гемопоэтические стволовые клетки теряют свою функцию, а их способность к регенерации снижается, поэтому, например, пожилые люди более подвержены инфекциям. Изучая сигнальный путь Hippo, исследователи обнаружили, что его коактиватор, белок TAZ, может защищать гемопоэтические стволовые клетки от старения и тем самым предотвращать их гибель.

Сигнальный путь Hippo играет центральную роль в регенерации тканей, а также в развитии рака. Он используется для деления клеток в органах и тканях и обеспечивает приобретение и поддержание клетками правильного размера и формы. Многие гены в нем активируются в пожилом возрасте, но пока мало что известно о роли этих процессов в старении, поясняют авторы.

В экспериментах на мышах ученые изучали экспрессию генов в гемопоэтических стволовых клетках старых и молодых мышей и обнаружили необычную активность TAZ. В старых клетках он действовал как коактиватор пути Hippo и нескольких сотен других генов. Ученые также обнаружили, что стволовые клетки старели очень неравномерно. Старые и молодые клетки присутствовали в одно и то же время у грызунов одного возраста.

Анализируя активность TAZ в каждой отдельной клетке, ученые выяснили, что этот белок может противодействовать постепенному старению и омолаживать клетки. Когда TAZ блокировали, клетки резко теряли способность восстанавливать кроветворную систему.

Сейчас ученые проводят следующий этап экспериментов, направленных на омоложение клеток. Они надеются, что эти терапевтические стратегии откроют новые возможности в профилактике и лечении возрастных заболеваний.