PLOS Genetics: червей, проживших 46 тысяч лет в сибирской вечной мерзлоте, удалось оживить

Фантастическое открытие биологов поражает воображение: нематоды, прожившие 46 тысяч лет в сибирской вечной мерзлоте, удалось “оживить”. Международная группа исследователей из разных стран провела этот уникальный эксперимент и опубликовала результаты своих исследований в журнале PLOS Genetics.

Этот удивительный находка был сделан в 2018 году, когда группа ученых из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН обнаружила двух червей-нематод, находившихся в состоянии криптобиоза. В этом состоянии их метаболизм замедляется до такой степени, что признаки жизни почти невозможно обнаружить. Ранее считалось, что нематоды способны пережить криптобиоз до 40 лет, но эти черви превзошли все ожидания.

Ученые сумели “пробудить” нематод, медленно разморозив почву, в которой они находились, и предоставив им пищу и воду. Размороженные особи прожили несколько дней, но важно, что они успели оставить потомство.

Затем ученые из нескольких исследовательских центров в Германии использовали методы генетического анализа, чтобы определить вид червей. Оказалось, что это вымерший ранее неизвестный вид, который был назван Panagrolaimus kolymaensis в честь реки Колыма, рядом с которой были найдены эти нематоды.

Удивительно, что выяснилось, у древнего вида существует сильное генетическое сходство с современным видом нематод под названием Caenorhabditis elegans, что указывает на сохранение способности к криптобиозу у современных червей. Дальнейшие исследования показали, что оба вида подготавливаются к длительной спячке в похожих условиях, выделяя специфический сахар – трегалозу, который, возможно, помогает им выживать при низких температурах и отсутствии доступа к воде.