PLoS One: В Израиле делали операции на черепе как минимум 3500 лет назад

Оказалось, что в Израиле люди практиковали трепанацию черепа в позднем бронзовом веке. Археологи обнаружили череп со следами такой операции в древнеизраильском городе Мегиддо. Об этом пишут авторы журнала PLoS One.

В рамках раскопок, проводимых во главе с Рэйчел Калишер из Брауновского университета, были найдены останки двух людей высшего сословия и, возможно, даже членов правящей семьи. На черепе одного из них учёные нашли следы хирургической операции, проведённой незадолго до смерти.

Результат ДНК показал, что два найденных скелета принадлежали родным братьям. То, что они из высшего сословия, подтверждают захороненная с ними керамическая посуда и различные ценные предметы.

Вероятнее всего, трепанация была проведена одному из братьев в медицинских целях, но ожидаемого эффекта не принесла. В целом оба брата были довольно болезненны. Сгубила их какая-то инфекционная болезнь. Известно, что одному брату на момент смерти было 20 лет, другому – между 20 и 40 годами.

В Германии исследуют кости братьев, чтобы найти бактериальную ДНК. Это позволит установить точную причину их смерти.