PNAS: ученые объяснили, как формировались континенты

PNAS публикует материал об исследовании, проведенном группой геологов из Китая, которые представили модель развития Земли в первый миллиард лет после ее формирования. Они попытались объяснить, куда исчезли древние протоконтиненты.

PNAS: ученые объяснили, как формировались континенты

Для решения проблемы были использованы предыдущие работы по этой проблематике. Также, была использована компьютерная модель, которая отражала эволюцию нашей планеты в доархейский период. Ученые обнаружили, что внутренний тепловой поток Земли был в три-три раза больше, чем сегодня.

Верхняя мантия периодически выходила на поверхность, и ранние континенты раскалывались, меняли свои очертания и погружались в мантию. Это привело к образованию “корней” будущих кратонов из частично расплавленных фрагментов земной коры. Кратон – это крупная структура кристаллического фундамента континентальной коры, которая практически не изменилась со времен архея.

Исследователи отмечают, что процесс окончательного формирования и застывания “корней” кратонов занял около миллиарда лет. После этого началось формирование существующей континентальной коры. Моделирование также показало, что фрагменты первоначальной коры могли находиться в недрах в течение миллиардов лет.

“Геологические данные свидетельствуют о том, что самые ранние континенты не сохранились и были переработаны в недрах планеты, но ситуация резко изменилась около четырех миллиардов лет назад, когда появилась самая прочная часть континентов – кратоны”, – говорят исследователи.