PNAS: впервые проведена регенерация зрительного нерва, восстановившая утраченное зрение

Китайские нейробиологи из Городского университета Гонконга смогли восстановить зрение мышей при помощи лекарства, которое стимулирует регенерацию зрительного нерва. Их научная работа опубликована в журнале PNAS.

Следствием травматического повреждения зрительного нерва зачастую становится необратимая потеря зрительных функций. Регенерация нервов является весьма энергозатратным процессом, требующим активного транспорта митохондрий (электростанций клетки) к поврежденным отросткам нейронов — аксонам. Данные структуры несут ответственность за передачу сигналов между нейронами, а также между мозгом, мышцами и органами.

У взрослых людей почти нет транспорта митохондрий в аксонах. Специалисты идентифицировали небольшую молекулу M1, которая способна повысить подвижность митохондрий, следствием чего и является запуск регенерации аксонов.

В исследованиях участвовали лабораторные мыши. Эксперты оценили действие М1 спустя 4 недели после повреждения зрительного нерва. Аксоны у мышей, которые получили М1, выросли примерно на 4 мм. А вот у контрольной группы, которая не получала лекарство, ученые не выявили регенерирующих аксонов.

Помимо этого у мышей был восстановлен до нормы рефлекс сужения зрачка в ответ на яркий свет. Ученые также провели эксперимент по визуальной врожденной защитной реакции, которая позволяет грызунам избегать хищников. По словам экспертов, половина мышей, получавших M1, отреагировала, спрятавшись в убежище.