По липидам на керамике установили, что поселение Ботай возникло в 3627-3451 гг. до н.э

Археологи осваивают новые методы исследования, которые позволяют им все точнее устанавливать возраст найденных исторических артефактов. Так исследователи из Национального центра научных исследований Франции совместно с коллегами из Великобритании и Казахстана, используя современные методы исследования липидов, сохранившихся на древней керамике, определили возраст поселения Ботай, которое было обнаружено в Актюбинской области Казахстана. Используя остатки конского жира, обнаруженные на артефактах, исследователи планировали получить прямое радиоуглеродное датирование.

Оказалось, что 82% артефактов, найденных на поселении Ботай той же культуры, содержали липиды в заметной концентрации. Газовая хроматография и масс-спектрометрия показали, что большинство из них являются остатками конского жира, что вполне объяснимо, поскольку на этом поселении было найдено достаточно большое количество останков лошадей. Также на нескольких черепах были найдены останки, как полагают ученые, антилопы или дикого бизона.

Ученые отобрали семь образцов, содержащих лошадиные липиды. Они также проверили 25 предыдущих радиоуглеродных дат, полученных при исследовании человеческих и растительных останков. Сопоставив все данные, исследователи пришли к выводу, что поселение Ботай возникло примерно в 3627-3451 годах до нашей эры. Его существование продолжалось до 2889-2723 годов до нашей эры.