Доминирование динозавров связали с вулканической активностью на Земле 230 млн лет назад

Экологические изменения, последовавшие за интенсивной вулканической деятельностью во время Карнийского плювиального периода 230 миллионов лет назад, по мнению ученых, подготовили почву для доминирования динозавров.

Сотни известных сегодня видов динозавров могли появиться благодаря вулканам, утверждает международная группа исследователей.

В позднем триасе был период времени, известный как Карнийский плювиальный эпизод (КПЭ), который длился с 234 по 232 млн лет назад.

До КПЭ суперконтинент Пангея был сухим и засушливым, но затем наступил период с “мега-муссонным климатом”, что привело к повышению глобальной температуры и влажности. Это изменение условий оказало большое влияние на растительный и животный мир.

“В течение двух миллионов лет животный и растительный мир на планете претерпел значительные изменения, включая выборочное вымирание в морской среде и диверсификацию групп растений и животных на суше. – рассказывает профессор Джейсон Хилтон. – Эти события совпадают с замечательным периодом интенсивных осадков, известным как Карнийский плювиальный эпизод”.

Проанализировав отложения и окаменелости из Северного Китая, исследователи определили, что вулканическая активность могла привести к значительным изменениям климата, наблюдавшимся в этот период времени.

Установлено, что произошло четыре различных события, каждое из которых было вызвано импульсами мощной вулканической активности. В результате этих извержений в атмосферу было выброшено огромное количество углекислого газа, что привело к повышению глобальной температуры и влажности.

Вероятным источником этих мощных извержений была крупная магматическая провинция Врангелия, остатки которой сохранились в Северной Америке до наших дней.

“Этот относительно длительный период вулканической активности и изменения окружающей среды имели значительные последствия для животных на суше. – говорит доктор Эмма Данн, палеобиолог из Бирмингемского университета, не принимавшая участия в исследовании. – В это время динозавры только начинали диверсифицировать, и вполне вероятно, что без этого события они никогда бы не достигли того экологического доминирования, которое мы наблюдаем в течение следующих 150 миллионов лет”.

Кроме того, ученые также считают, что помимо динозавров, вулканическая активность сыграла важную роль в появлении современных хвойных деревьев и оказала огромное влияние на эволюцию папоротников, крокодилов, черепах, насекомых и ранних млекопитающих.

Результаты исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).