Science: Оксфордский университет создал генеалогическое древо из 231 миллиона родословных

Генеалогия человека, составленная на основе тысяч геномов, дает подсказки о том, где впервые развился вид и как люди распространились по всему миру. Исследование опубликовано в журнале Science.

Сообщается, что генеалогическое древо человечества было построено на основе генетических данных тысяч современных и доисторических людей. Древо дает представление о 2 миллионах лет предыстории и эволюции.

“Все люди в конечном итоге родственны друг другу, – рассказывает Гил Маквин из Оксфордского университета в Великобритании. – Я давно хотел представить всю совокупность того, что мы можем узнать об истории человечества с помощью этой генеалогии”.

Новое генеалогическое древо предполагает, что наши самые ранние корни находились в северо-восточной Африке. Оно также дает представление о том, что люди достигли Папуа-Новой Гвинеи и Америки на десятки тысяч лет раньше, чем предполагают археологические данные, намекая на ранние миграции, которые еще предстоит обнаружить. Однако, как отмечается, обе эти идеи должны быть подтверждены археологами.

В течение последних двух десятилетий генетики читают все геномы человека. Маквин и его коллеги собрали 3 609 полных геномов, почти все из которых принадлежали нашему виду Homo sapiens – за исключением трех неандертальцев и одного денисовца.

Собрать их в дерево было непросто.

“Различные наборы данных были получены с течением времени, с использованием различных технологий, анализировались по-разному”, — делится ученый.

Команда сосредоточилась на кусочках ДНК, которые варьируются от человека к человеку. Они определили 6 412 717 вариантов и попытались выяснить, когда и где возник каждый из них. Для этого специалисты также изучили еще 3 589 древних образцов ДНК, которые не были достаточно хороши для включения в древо, но пролили свет на время появления вариантов.

Варианты, появившиеся до 72 000 лет назад, были наиболее распространены в северо-восточной Африке, и самые старые 100 вариантов также были сосредоточены там – особенно в Судане. Возраст этих древнейших вариантов составляет около 2 миллионов лет, так что они появились задолго до нашего вида, которому около 300 000 лет. Вместо этого варианты относятся к самым ранним представителям нашего вида, Homo.

По мнению ученых, упрощенная интерпретация этого заключается в том, что это регион, где впервые развилось человечество, но вполне вероятно, что последующие миграции повлияли на данные.