Анализ окаменелых фекалий, найденных возле Стоунхенджа, позволяет предположить, что люди, построившие памятник, ели сырые органы крупного рогатого скота и делились останками со своими собаками. Статья была опубликована в журнале Parasitology.
Несколько лет назад в стенах Даррингтона, неолитического поселения в Англии, где, как считается, жили строители Стоунхенджа, были обнаружены окаменевшие экскременты возрастом 4 500 лет. Предыдущие исследования показывают, что в поселении проживало несколько тысяч человек, которые приходили туда сезонно для возведения каменных столбов.
Пирс Митчелл из Кембриджского университета и его команда проанализировали 19 фекальных окаменелостей, определив, что некоторые из них принадлежат людям, а некоторые – собакам. Они исследовали фекалии под микроскопом, где увидели яйца паразита, называемого капиллярным червем, который они смогли определить по его лимонной форме. Это позволило им сделать вывод, что образец был получен от человека, съевшего сырые органы зараженного скота.
“Мы знаем, они, должно быть, ели внутренние органы, такие как печень, где обычно живет этот паразит, и они также кормили им своих собак, потому что у собак был тот же паразит”, — рассказывает Митче
Вероятно, жители деревни проглотили яйца после того, как не очень тщательно приготовили корову. Мысль о том, чтобы есть органы крупного рогатого скота, сегодня может показаться неаппетитной, но Митчелл говорит, что “нет причин думать, что они считали стейки хорошими, а внутренние органы – нет”.
Один образец экскрементов собаки содержал яйца ленточного червя пресноводной рыбы, что, по словам ученого, является особенно интригующей находкой, поскольку рыба не была распространенным продуктом питания в поселении. Он подозревает, что сырая рыба была доставлена из отдаленной деревни на пиршество в Стоунхендже, а затем съедена собакой.
“Результаты показывают действительно интересный образ жизни людей со своими животными-компаньонами тысячи лет назад – они и тогда относились к своим собакам как к членам семьи. Это дало нам такое замечательное окно доказательств, которого у нас раньше не было”, — делятся исследователи.