Затяжная потеря обоняния после COVID-19 может быть вызвана аутоиммунной реакцией

Ученым удалось выяснить, что является причиной отсутствия обоняния в течение длительного времени у некоторых людей, которые перенесли коронавирус. По результатам исследования стало известно, что данное явление связано с атаками иммунных клеток на обонятельный эпителий. О проведенной научной работе пишет издание Science Translational Medicine.

Группа американских ученых во главе с Брэдли Голдштейной из Университета Дьюка выяснили, что некоторые люди, которые перенесли коронавирусную инфекцию, страдают от отсутствующего обоняния вследствие снижения количества клеток обонятельных нервов, подвергшихся иммунной атаке.

«Один из первых симптомов, обычно связанных с заражением COVID-19 — потеря обоняния. К счастью, большинство людей, у которых изменилось обоняние во время острой фазы вирусной инфекции, восстанавливают обоняние в течение следующих одной-двух недель, но некоторые — нет. Нам надо лучше понять, почему у таких людей продолжается потеря обоняния месяцы или годы после заражения», — рассказал Голдштейн.

В новой работе исследователи провели анализ образцов обонятельного эпителия, которые были взяты у 24 человек, в числе которых 9 пациентов, потерявших обоняние на длительное время после коронавируса. В результате проведенного анализа ученые выявили, что так называемые Т-клетки, которые принимают участие в активации иммунной ответной реакции организма, поникают в клетки обонятельного эпителия, что и вызывает снижения обоняния. Примечательно, что данный процесс наблюдался и  пациентов, которые уже давно выздоровели.

«Это открытие поражает. Это напоминает подобие аутоиммунного процесса в носу», — убежден Голдштейн.

Ученые считают, что сведения о том, какая область эпителия и типы клеток подвергаются негативному воздействию коронавирусной инекции, в перспективе позволят разработать новые методы лечения.

Положительной информацией стало то, что нейроны имеют свойство сохранять способность к последующему восстановлению, даже после длительной иммунной атаки. Помимо этого, ученые считают, что благодаря данному открытию появляется возможность выявления  причин других постковидных симптомов, сохраняющихся на протяжении длительного времени после выздоровления, а именно, хронической усталости, одышки, проблем с памятью и концентрацией, которые могут быть вызваны одними и теми же процессами процессы.

Анна Зверева/ автор статьи