Всегда считалось, что люди зрелого возраста медленнее учатся определённым действиям и поведению, которые приносят пользу им самим, но в ходе новых исследований установлено, что они не хуже молодых людей способны учиться поведению, приносящему пользу другим.
Британскими учёными обнаружено, что молодые люди, напротив, способны учиться гораздо быстрее, когда существует польза для них самих.
В новом исследовании специалисты изучали усиленное обучение – фундаментальный тип обучения, в котором человек принимает решения, основанные на положительных результатах предыдущих выборов. Он позволяет адаптировать выбор к окружающей среде, рассматривая связи между выбором и его результатами.
Сообщается, что в исследовании приняли участие 160 человек (80 молодых и столько же пожилых людей). Каждому из них нужно было сделать выбор из двух символов на экране компьютера. После выбора они получали обратную связь о том, получены ли они бонусные баллы от сделанного выбора.
В некоторых раундах очки переводились в увеличенные деньги для участника, в других – в деньги для кого-то еще. В третьем, контрольном состоянии, участники получали без денег.
Установлено, что в основном пожилые учились выбирать наиболее выгодный вариант медленнее, чем молодые, когда выбор приносил пользу им самим. Однако, делая выбор от имени другого человека, пожилые люди учились так же быстро, как и молодые. Кроме того, оказалось, что в обеих группах обучение было самым медленным, когда баллы не переводились в деньги.
Учёные нашли различия и в психопатических чертах, включая отсутствие эмпатии и заботы о других. Обнаружено, что эти характеристики были ниже у пожилых людей. Предполагается, что психопатические черты не фиксируются на протяжении всей жизни человека, но могут затихать с возрастом.
Подробнее об этом можно прочитать в Nature Communications.